Формирующийся взгляд (formview) wrote,
Формирующийся взгляд
formview

Categories:
  • Mood:

Заблуждения о рынке пропаганды

Я уже давно собирался тезисно прокомментировать основные, на мой взгляд, заблуждения по поводу пропаганды, с которыми мне довелось столкнуться в процессе разбирательства в политике и которым бывают подвержены даже очень умные люди. Детальных доказательств в данном случае не будет, ибо их представление просто невозможно – когда я впервые серьёзно заинтересовался политикой, у меня ещё не было своего блога и большую часть наблюдений и фактов я нигде толком не фиксировал. Однако своими выводами мне всё равно хочется поделиться.

Как известно, пропаганда – это распространение определённой информации для формирования общественного мнения. Несложно заметить, что в России она цветёт и пахнет, но когда в последние годы я переключился на зарубежную политику, то заметил там довольно много схожих вещей. По большому счёту в плане пропаганды наша страна не представляет ничего особенно интересного и выдающегося – необходимо лишь учитывать некоторую отечественную специфику, связанную с государственным устройством и свободой слова. А в остальном примерно то же самое.

1. Пропагандой занимается только государство, но не независимые СМИ, либо наоборот.
На самом деле занятия журналистикой – это обычные товарно-денежные отношения, на которые действуют все законы рынка. Как и в других сферах здесь есть заказчики, исполнители и потребители, спрос порождает предложение, а предложение в свою очередь порождает спрос. Конечно, государства по мере возможности пытаются регулировать этот рынок и вмешиваться в его работу, но по сути это ничего не меняет. Владельцы СМИ точно так же могут заниматься пропагандой согласно своим личным интересам и предпочтениям. Вопрос лишь в том, ограничиваются ли пропагандисты неполными подборками фактов и тенденциозными интерпретациями или откровенно врут. Хотя должно быть очевидно, что на свободном информационном рынке враньё будет гораздо менее результативным.

2. Пропаганде подвержены только люди политических убеждений, отличных от моих.
Когда я сталкиваюсь с подобными заявлениями, то всегда вспоминаю поговорку о том, что каждый суслик на своём поле считает себя агрономом. Реальность состоит в том, что взгляды большинства людей зависят не столько от разумности, сколько от личной системы ценностей, которая очень часто формируется в силу внешних обстоятельств. Поэтому по политическим убеждениям люди просто образуют свои рыночные сегменты, где многие готовы пассивно потреблять приятную для себя жвачку. Скажем, в России есть достаточно большой провластный сегмент и более мелкие оппозиционные – коммунистический, либеральный, монархический и националистический. В США, насколько я могу судить, есть большие – праволиберальный и леволиберальный сегменты и мелкие – социалистический и националистический. И так далее.

3. Все пропагандисты делают свои материалы из корыстных побуждений.
По моим наблюдениям это не совсем так. Многие пропагандисты стараются быть искренними, но не видят ничего плохого в том, чтобы привирать и толкать заказные материалы. Однако большинство из них, наверное, и не имеет особого выбора – покупателя на чисто идейную самодеятельность найти трудно, а жить хочется не хуже других – вот и приходится изворачиваться. Причём в результате все остаются довольны. Пропагандист занимается любимым делом и получает за это деньги. Его аудитория испытывает удовлетворение от потребления ожидаемого продукта и просит добавки. Заказчики скармливают через пропагандиста те вещи, которые им нужно скормить его аудитории, и зарабатывают на рекламе, идущей в придачу к пропагандистским материалам. Недовольны только чрезмерные умники и правдорубы, но их мнение мало кого беспокоит.

4. Пропаганда всесильна и преодолеть её влияние невозможно.
Я действительно уверен в том, что большинство людей всегда будут потреблять какую-нибудь пропаганду, ничего с этим поделать невозможно да и не нужно. Желание думать своей головой и критически осмысливать поступающую информацию – это личный выбор самого человека и лишь немногие люди способны его сделать и постоянно придерживаться. Тем не менее пропаганда может быть успешной в своём сегменте длительное время только если она полностью соответствует взглядам его людей, не противоречит здравому смыслу и не имеет явной конкуренции. В противном случае всё происходит так, как и на любом другом рынке. Когда какой-то товар утрачивает свою значимость для потребителей, им быстро перестают интересоваться.

Оригинал на Дриме: https://formview.dreamwidth.org/121643.html
Tags: антропология, личное, мир_вокруг, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments